Как стать профессионалом некоммерческого сектора

В рамках Общероссийского гражданского форума прошла дискуссия «НКО-профи. Откуда они берутся». Тема становится все более востребованной: спрос на профессионалов в некоммерческих организациях повышается. Где и как нужно получать образование, чтобы работать в НКО? Как дальше строить свою образовательную траекторию? Где в принципе искать профессионалов для работы в некоммерческом секторе? Эти и другие вопросы обсудили участники круглого стола.

В начале дискуссии модератор – директор Агентства социальной информации Елена Тополева-Солдунова рассказала о проекте АСИ, Благотворительного фонда Владимира Потанина и «Группы STADA в России», который называется «НКО-профи». Он включает серию интервью Агентства социальной информации с профессионалами некоммерческого сектора и конкурс для региональных журналистов и редакций СМИ, рассказывающих о сотрудниках НКО как о профессионалах. Задача медиапроекта – показать возможности для профессиональной и личной самореализации, которые дает работа в НКО. 

– Проект «НКО-профи» – коммуникационный, мы хотим показать, что некоммерческие организации – это не просто среда, где работают люди с миссией, которые думают о смыслах и приходят туда ради этих смыслов, – рассказала Елена Тополева. – Но это еще и сфера возможной профессиональной реализации, профессионального роста. Мы видим, что в НКО приходят и из бизнеса, из органов власти. Когда мы посмотрели на наших героев с точки зрения их образования, то выяснили, что у всех есть базовое высшее образование, причем хорошее. Но образование совершенно разное – среди менеджеров НКО встречаются лингвисты, социологи, географы, биологи, инженеры. Все они, как правило, говорят одно: даже если мы по своей прямой специальности не работаем, тем не менее, мы ценим свое фундаментальное образование за системный подход, за умение принимать правильные решения. Университеты их научили учиться. И все наши герои продолжают обучаться на протяжении всей своей жизни.

Где они это делают? Как находят время на дополнительное образование в своем сложном графике? Какова основная мотивация у тех, кто работает в НКО, продолжать учиться, получать новое образование?

– Мотивация индивидуальная в каждом случае, но я предполагаю, что сам сектор стимулирует на получение нового знания, – вступила в дискуссию генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева. – Некоммерческий сектор очень мобилен. Частично из-за того, что мы все время вынуждены отвлекаться на какие-то проблемы: никто не знает, где «рванет» в следующий раз. Соответственно, никто не знает, какие компетенции потребуются. Эта мобильность подталкивает нас самих на поиск нового знания, нового решения – необязательно с точки зрения формального образовательного опыта. Поэтому, на мой взгляд, в некоммерческом секторе востребованы такие форматы на получение нового знания, как стажировки – всегда быстро, мобильно. Это могут быть краткосрочные курсы, которые решают ту же задачу, но более системно. И длительное образование, не оторванное от практики – то, что предлагают сегодня бизнес-школы, та же школа СКОЛКОВО: когда люди продолжают работать и имеют определенные периоды для очного формата обучения.

Об_одной из возможностей получения дополнительного образования для сотрудников некоммерческих организаций рассказала исполнительный директор D-Group.Social Инга Моисеева:

– У нас есть Школа руководителя НКО – это возможность для руководителей некоммерческих организаций развить базовые управленческие навыки и навыки личной эффективности. Обучение проходит в очно-заочном формате в семи опорных городах. По критериям отбора к нам приходят менеджеры, руководители НКО. Есть разные истории. Например, линейные менеджеры через год после обучения резко поднимаются по карьерной лестнице. Руководители перестраивают процессы, добиваются новых результатов, пишут нам о новых достижениях в фандрайзинге.

Еще одна возможность повысить квалификацию сотрудникам некоммерческого сектора – пройти обучение в Московской школе профессиональной филантропии. Ее учредил Благотворительный фонд «Друзья» в партнерстве с Высшей школой экономики, первые студенты начали учебу в ноябре 2018 года. Основной программой школы является обучение руководителей НКО: студентов ждут восемь образовательных модулей, а само обучение будет длиться девять месяцев. Студенты вместе с менторами разработают стратегии развития собственных благотворительных организаций: от миссии и наполнения программ до нюансов работы с командой, и защитят их в качестве выпускных работ. Лучшая проектная группа студентов по итогам обучения получит оплачиваемую образовательную поездку в США или Великобританию. Победителей ждут встречи с международными фондами, знакомство с лучшими практиками мировых НКО. Кроме того, школа предполагает проводить регулярные однодневные семинары для передачи опыта и экспертизы профессионалов коммерческого сектора – социальному. И третье направление – интеграция сотрудников фондов в существующие программы бизнес-образования.

– Мы хотим, чтобы это выросло действительно в большую школу, – поделился планами соучредитель фонда «Друзья», почетный член Ассоциации содействия развитию Московской школы управления «Сколково» Гор Нахапетян. – Чтобы с помощью этой школы наши выпускники каким-то образом интегрировались с миром. Чтобы они дружили, создавали союзы, делали совместные продукты, проекты и т. д.

Основатель благотворительных магазинов Charity Shop, учредитель Благотворительного фонда «Второе дыхание» Дарья Алексеева рассказала о стажировках в организации как возможности повысить свой профессиональный уровень:

– Мы даем возможность другим организациям, которые хотят запустить социальный бизнес благотворительных магазинов, поучиться у нас. К нам приезжают команды и буквально живут с нами четыре дня – смотрят, как мы сортируем вещи, как ведем учет и так далее. За этот год мы пропустили через себя пять команд, и нас это очень вдохновляет. Для коллег, я считаю, это лучшая стажировка.

– Что касается обучения, то современная тенденция учит нас все везде подсматривать, – отметила организатор всероссийского проекта «Учитель для России» Ольга Фогельсон. – Иногда я получаю больше информации в кафе, наблюдая, как там работают с клиентами, чем после прослушивания лекции. Или, увидев какое-то пространство, понимаю, как должно быть организовано пространство в больнице, школе и т. д. Мне кажется, что важен микс из разных профессий, востребованных сегодня, и нужно уметь находить в них то, что вам необходимо для настоящей или будущей работы.

Участники дискуссии затронули еще немало важных тем – об учителях как управленцах социальных проектов, о книгах, которые стоит или не стоит читать сотрудникам НКО. Директор издательства «Манн, Иванов и Фербер» Илья Ильин отметил, что бизнес-литературу, издания по менеджменту вполне можно использовать для самообразования и в некоммерческом секторе.

Говоря о мотивации выпускников вузов при выборе места работы, декан факультета социологии и политологии Финансового университета при Правительстве РФ Александр Шатилов привел данные социологического исследования, проведенного в университете. Основной вывод опроса: современные молодые люди хотят зарабатывать быстро и много. Но в то же время есть 28% – это идеалисты, которые не столько готовы бороться за высокие заработки и карьерные достижения, но готовы в первую очередь развиваться профессионально и приносить общественную пользу. Это немалая цифра и это – потенциальный кадровый резерв НКО, на который стоит обратить внимание уже сейчас.

На финальный вопрос: «За чем будущее повышения профессиональных компетенций людей, работающих в НКО?» основные ответы были такими: не бояться ломать свои собственные стереотипы, консолидироваться с бизнесом и учиться всегда и везде.